Детский сад — первое звено в системе образования. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада — формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими языка своего народа. В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте, вступившем в силу с 01.01.2014 года, заложено пять основных направлений. Одно из них – речевое развитие детей.
В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место.
Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения, разработка способов овладения дошкольниками навыками практического общения в различных жизненных ситуациях, формирование предпосылок чтения и письма.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.
Полноценное овладение родным языком, развитие языковых способностей рассматриваются как стержень формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.
Федеральный государственный образовательный стандарт к содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования определил новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речью. ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.
Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Также речь включается в качестве важного компонента, в качестве средства общения, познания, творчества в следующие целевые ориентиры: активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты; может фантазировать вслух, играть звуками и словами; проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. По сути, ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры.
Цель проекта: Формирование правильной устной речи детей дошкольного возраста средствами современных образовательных технологий
Задачи проекта:
1. Обеспечить количественное накопление слов, необходимых для содержательного общения.
2. Активизировать словарь дошкольников, то есть не только знание слов, но и введение их в практику общения.
3. Обеспечить овладение значением слов на основе их точного соотнесения к объектам окружающего мира, их особенностям и отношениям.
4. Способствовать освоению обобщающего значения слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений.
5. Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре.
6. Обучать игровым приемам развития фантазии и словесного творчества.
7. Активизировать знания родителей о значимости развития связной речи.
8. Расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.
Методы и приемы обучения:
• проведение учебно-речевых ситуаций в процессе самостоятельной бытовой и трудовой деятельности;
• экскурсии с целью наблюдения за трудовой деятельностью взрослых;
• составление диалогов, связных высказываний по произведениям русских художников, описывающих природу, интерьер, людей, животных, растительный мир России;
• просмотр мультипликационных фильмов на русском языке и их обсуждение;
• слушание доступных для понимания русских народных сказок, песен, , русской классической музыки;
• использование словесных поручений;
• специально организованные речевые ситуации.
Средства обучения:
• культурно-языковая среда;
• общение;
• совместная деятельность педагога, детей и родителей;
• игровая деятельность;
• деятельностный подход;
• мультимедийные технологии и ТСО;
• народное творчество;
• создание игровых проблемно-речевых ситуаций;
• мультипликационные фильмы
Методы работы с родителями:
• словесный (индивидуальные беседы, консультации);
• практический (проведение родительских собраний);
• наглядный (подборка речевого материала на лексические темы, показ мультимедийных презентаций, демонстрация дидактического материала, памятки для родителей, страничка для родителей на сайте ДОУ, игровой (игры, физкультминутки, артикуляционные, дыхательные и пальчиковые гимнастики).
Материально-техническое обеспечение:
• ноутбук
• телевизор
• дидактические игры по развитию речи
• музыкальные инструменты
• аудио записи с различными звуками
• игры
Проект "По стране красивой речи"
Руководитель: Красикова Е.В.
Проект по развитию речи детей средней группы в игровой деятельности "Путешествие по стране сказок"
Руководитель: Артюхова С.А.
Проект по развитию речи детей старшей группы с использованием элементов мнемотехники "Времена года" Руководитель: Крикунова О.Н.