Психологическая служба ДОУ - одно из звеньев единой системы психологической службы в образовании – системы социальной помощи семье и детям. Она предназначена для оказания своевременной квалифицированной консультативно-методической, психодиагностической, психокоррекционной помощи детям, родителям и педагогам по вопросам развития, обучения и воспитания. Эффективность работы по социализации, развитию, воспитанию и подготовки ребёнка к школе зависит от объединённых усилий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и семьи. Психолого-педагогическое сопровождение - это система профессиональной деятельности психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия. Для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить ребенка выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги.
Цель психологического сопровождения в ДОУ: содействие психологическому, личностному и индивидуальному развитию дошкольников, обеспечивающее психологическую готовность к обучению в школе, социальной адаптации детей раннего возраста, поступающих в ДОУ, обеспечение психологической безопасности участников образовательного процесса.
Данная цель конкретизируется в следующих задачах:
- предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
- помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, воспитания и социализации;
- развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) детей, родителей, педагогов;
- психологическое обеспечение образовательных программ.
Главный принцип работы – оказание помощи руководству, педагогам в создании обстановки доброжелательной требовательности к воспитанникам, уважение к их личности, создание ситуации успеха, формирование у воспитанников позитивного отношения к своим возможностям, формирование уверенности в себе.
На протяжении деятельности психологической службы ДОУ будут использоваться следующие формы работы с родителями:
1. Родительские собрания - ознакомление родителей:
- с психологическими особенностями воспитанников на разных возрастных этапах;
- особенностями подготовки детей к ДОУ;
- с прохождением адаптационного периода детей младших групп;
- особенностями познавательной и эмоционально-волевой сферы воспитанников;
- преодоление трудностей связанных с личностным развитием и особенностей поведения воспитанников.
2. Индивидуальные консультации родителей по различным вопросам.
3. Выпуск памяток для родителей, связанных с воспитанием детей.
Основными направлениями психологического сопровождения будут являться: психодиагностика, коррекция и развитие, психопрофилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение.
Направления деятельности психологической службы, будут охватывать работу с воспитанниками, педагогическим коллективом, родителями и взаимодействие с другими службами и организациями (психолого-медико-педагогической комиссией, методистами отдела образования).