С 1 июля 2016 года вступили в силу изменения в ТК РФ. Кодекс был дополнен статьями, определяющими порядок разработки, утверждения и применения профстандартов (Федеральный закон от 02.05.2015 № 122-ФЗ).
Что такое профстандарт
Профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для ведения его профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции (ст. 195.1 ТК РФ).
- могут разрабатываться работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Утверждаются профстандарты Министерством труда и социальной защиты (п. 3, п. 16 Постановления Правительства от 22.01.2013 № 23).
Профстандарты применяются на добровольной основе, кроме случаев, когда их применение обязательно. Так, работодатель должен применять профстандарт, если к квалификации работника Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными актами РФ установлены определенные требования (ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме того, применение профстандартов обязательно для тех работодателей, чьим работникам положено предоставление компенсаций и льгот, либо в отношении выполнения работ по определенным должностям, профессиям, специальностям существуют какие-либо ограничения. Ведь в этом случае наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать профессиональным стандартам (абз. 9 ст. 57 ТК РФ).
Реестр профстандартов
Реестр профессиональных стандартов – это их систематизированный перечень по областям и видам профессиональной деятельности. В Реестр включаются утвержденные приказами Минтруда профстандарты в 10-дневный срок после их утверждения Минюстом (п. 3 Приказа Минтруда от 29.09.2014 № 667н).
Полный перечень утвержденных профессиональных стандартов (реестр), пополняемый по мере их принятия, можно найти на сайте Минтруда России: http://profstandart.rosmintrud.ru/;
Кроме того, любой приказ об утверждении профессионального стандарта можно найти в СПС «Консультант +».
В соответствии с принятым в мае 2015 г. Федеральным законом №122, начиная с 2016 года, в России для целого ряда профессий и специальностей вводятся «профессиональные стандарты».
Впервые в российском образовании разработано содержание профессионального стандарта педагога. Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования.
Профессиональный стандарт педагога предназначен для установления единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности, для оценки уровня квалификации педагогов при приёме на работу и при аттестации, планирования карьеры; для формирования должностных инструкций и разработки федеральных государственных образовательных стандартов педагогического образования.
«Профессиональный стандарт педагога» (извлечения)
Введение
Педагог – ключевая фигура реформирования образования. «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя» (К.Д. Ушинский). В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. Обретение этих ценных качеств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Труд педагога должен быть избавлен от мелочной регламентации, освобожден от тотального контроля.
4.5. Часть пятая: профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования
Педагог дошкольного образования должен
1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.
3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.
4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста.
5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования (ФГТ).
6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми с особыми образовательными потребностями.
8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка в период пребывания в образовательной организации.
9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.
10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей раннего и дошкольного возраста, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.
11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
5. Методы оценки выполнения требований профессионального стандарта педагога
5.1. Общие подходы
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Профессиональная деятельность педагога дошкольного образования оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности и вовлеченности родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
5.2. Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности учителя выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
5.3. Возможные способы достижения и демонстрации учителем соответствия требованиям настоящего профессионального стандарта приведены в Приложениях № 1–2.
5.4. Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к учителю, может быть проведена посредством внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
5.5. Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых и авторитетных учителей данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам и методам проведения аудитов (см. ГОСТ Р ИСО 19011 как руководство по проведению аудита). Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного учителя устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
5.6. Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации учителя и присвоении ему соответствующей категории.
6. Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности.
Принятые профессиональные стандарты педагогических работников в сфере общего образования
Принятые профессиональные стандарты работников в сфере общего образования
Законодательные и нормативные акты, регламентирующие применение профессиональных стандартов
Приказ Минобрнауки от 12.04.2013 года №148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов"
Постановление Правительства РФ от 08.08.2013 года №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций»
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);
Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №613н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 №38994);
Приказ Минтруда России от 08.09.2015 №610н «Об утверждении профессионального стандарта «Повар» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.09.2015 № 39023);
Приказ Минтруда России от 06.05.2015 №276н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.06.2015 №37509);
Письмо Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.05.2016 №09-1086 «О ЕДИНЫХ ПОДХОДАХ К ПОДБОРУ И НАЗНАЧЕНИЮ КАДРОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ»;
Письмо Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 10.08.2015 №08-1240 «О КВАЛИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПЕДАГОГИЧЕСКИМ РАБОТНИКАМ ОРГАНИЗАЦИЙ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО И ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»;
Письмо Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере общего образования) РФ от 03.03.2015 №08-241 «О ПЕРЕНОСЕ СРОКА ПРИМЕНЕНИЯ ПРОФСТАНДАРТА ПЕДАГОГА»;
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 №584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»;
Комментарий к постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584;
Информация: Министерство труда и социальной защиты российской Федерации от 10.02.2016 «О применении профессиональных стандартов в сфере труда»;
Письмо Минобрнауки (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи) РФ от 12.02.2016 №09-ПГ-МОН-814 «О рассмотрении обращения»;
«Ответы на типовые вопросы по применению профессиональных стандартов» (вместе с «Информацией Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам применения профессиональных стандартов»);
Презентация: Применение профессиональных стандартов Министерство труда и социальной защиты РФ.
Презентация: Вопросы применения профессиональных стандартов Осипцова Жанна Петровна, к.ю.н., заведующий Экономико-аналитическим отделом аппарата Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ.
Локальные акты регламентирующие применение профессиональных стандартов
ПЛАН по организации введения профессионального стандарта "Воспитатель"
ПЛАН по организации введения профессионального стандарта "Няня"
Положение о рабочей группе по внедрению профессионального стандарта в МБДОУ «Беллыкский детский сад»
Приказ об организации работы по внедрению профессионального стандарта в МБДОУ «Беллыкский детский сад»
Перечень профстандартов обязательных для применения в МБДОУ «Беллыкский детский сад»
Перечень локальных актов и других документов подлежащих изменениям в связи с применением профессионального стандарта
Список работников ДОУ, составленный на основе анализа квалификационных требований и личных дел работников МБДОУ «Беллыкский детский сад» ( 2018-2019 учебный год)
Список педагогов ДОУ, составленный на основе анализа квалификационных требований и личных дел работников МБДОУ «Беллыкский детский сад» ( 2018-2019 учебный год)
ПОЛОЖЕНИЕ о комиссии (рабочей группе) по применению профессиональных стандартов
ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальной траектории развития профессиональной компетентности педагога в соответствии требованиями профессионального стандарта
ПОЛОЖЕНИЕ о внедрении профессиональных стандартов
ПОЛОЖЕНИЕ о проведении процедуры самооценки профессионального уровня педагога в соответствии требованиями профессионального стандарта
|